27 апр. 2015 г.

Зачем трамваю аккумулятор? (Из серии про электричество для "чайников")

Суть - в названии. Изложено доступно и популярно, читается легко. Статья познавательная.

Быть пассажиром трамвая доводилось очень многим из нас. Или, уж во всяком случае, как говорится, кто не был – тот будет. А кто был – тот уже никогда не забудет это чудо инженерной техники, которому, между прочим, уже более ста лет.

Так вот, даже малым детям известно, что трамвай едет благодаря электрической тяге. Кто постарше и пограмотнее – может вспомнить, что ток, потребляемый трамваем, – постоянный, и что провод, проходящий наверху, является плюсовым, а минусовой провод – это рельсы, по которым трамвай передвигается.


Но трамвай далеко не так прост, как это кажется. К примеру, многим людям, даже имеющим инженерное образование и склонности к изучению техники, может показаться странным тот факт, что каждый вагон трамвая имеет при себе свой собственный аккумулятор. Вернее сказать, даже не аккумулятор, а целую аккумуляторную батарею. Батарея эта кислотная, со свинцовыми пластинами – прямо как у автомобиля.

Ну, действительно, зачем трамваю аккумулятор? Он же и сам электрический! Или ему мало электрического тока, который от провода приходит?

А оказывается, что тока не мало. Можно даже сказать, что его в некотором смысле чересчур много. Ведь напряжение питания контактной сети трамвая составляет ни много ни мало 550 вольт. А электрических цепей в вагоне трамвая полным-полно. И, говоря образно, не каждой из этих цепей такое напряжение будет «по нутру».

Например, в кабине водителя трамвая есть панель с сигнальными лампочками. Ну не запитывать же эти лампочки от 550 вольт! Или взять, к примеру, маленькие двигатели приводов открывания дверей вагона. Теоретически их можно было бы сделать 550-тивольтовыми. Но тогда были бы проблемы: дверной двигатель требовал бы особых мер безопасности при обслуживании и эксплуатации. Напряжение ведь очень опасное.


Еще одна проблема заключалась бы в том, что найти в продаже двигатели такой малой мощности на такое большое напряжение просто невозможно. Ну и напоследок обратим внимание на то, что коммутация цепи 550 вольт – это вещь серьезная. Тут и приборы релейной защиты нужны, и другие сложные штуки.

Одним словом, проще всю эту вспомогательную технику сделать низковольтной. Так и проще, и безопаснее.

Вдобавок, в трамвае есть электрические цепи, которым желательно обеспечить электропитание даже тогда, когда напряжения в силовой цепи нет и токоприемник опущен. Это может быть цепь освещения, цепь подачи звукового сигнала, цепь управления теми же приводами открывания дверей. Получается, что этим цепям нужен автономный и независимый источник питания.

Вот и выходит, что, как это ни странно, без аккумуляторных батарей трамваю никак не обойтись. И с неисправной или полностью разряженной аккумуляторной батареей вагон обычно даже не может выехать за пределы родного трамвайного депо.

Другие статьи про электричество для "чайников": 
http://electricalschool.info/main/osnovy/  

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Таки до 1946 года (до МТВ - 82), все лампочки в трамвайных вагонах включались в "гирлянду", т.е. последовательно к контактной сети на 550-600В.
Лампочки были самозакорачивающимися на случай перегорания.
АКБ небыло.

Nikolay комментирует...

Ага, а кузов был деревянный, а дверей не было ))

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Последние заметки