27 сент. 2008 г.

Русский инженер-проектировщик в Ирландии делится опытом. Часть 2. Стадия строительства, поставка, страхование, субподряд, коррупция и другое

Русский инженер-проектировщик в Ирландии делится опытом... Часть 1

Стадия строительства.

Проектировщик ведет постоянный контроль строительства и цены. Иногда проектировщику доверяют менеджмент строительства. Это выгодно заказчику, когда проект технически сложен и дорог. Это стоит около 3-5%от стоимости строительства. Специальная профессия – project manager,очень популярна в строительном бизнесе. Российским аналогом может быть ГИП проектной организации и представитель заказчика (начальник ОКСа), как бы в одном лице.

Обычно британские проектные фирмы оставляют 50% от своего проектного гонорара на стадию строительства. Это связано с тем, что обычной практикой британских фирм подрядчиков выставлять счета за переделки и недочеты проектной фирме.

Например, если проектировщик ошибся в диаметре трубопровода, подборе оборудования и пр. то за переделку он, проектировщик, будет платить. И платят!

Такого в России я не встречал.

Практически всегда заказчики поручают проектировщику финансовый и технический контроль строительства. Проектировщик регулярно посещает строительную площадку (авторский надзор), что и в России делается, но, что важнее, проектировщик ведет и финансовый контроль.

Все так называемые "прогрессивки", т.е.отчеты о проделанных работах со стоимостью выполненных работ, контролируются проектировщиком.

Мне постоянно приходится ездить на стройку и строительная каска с жилетом и бутсами всегда в багажнике машины.

Обязательным инструментом проектировщика на стройке является цифровая фотокамера.

Я снимаю то, что построено и пишу потом письмо с замечаниями и фотографиями подрядчику, строителю, архитектору. Архив фотографий на компьютере на разных стадиях строительства – очень важная вещь. Всегда можно поднять и посмотреть какой-нибудь узел, фасад, обвязку и прочее.

Очень часто фотографии являются основанием в спорах кому платить за переделки и ошибки.

Очень важным делом на стадии строительства является согласование поставки оборудования. Submission Stage.

Когда подрядчик (или заказчик, что редко) приобретает оборудование на основании спецификации проекта, он согласовывает поставку с проектировщиком в обязательном порядке.

Проектировщик обязан утвердить или обоснованно отклонить приобретение того или иного оборудования.

Мне приходилось неоднократно ловить подрядчика на недобросовестном или предвзятом выборе поставщика. Так как мне, проектировщику, платит заказчик, я на стороне заказчика, и я обязательно проконтролирую, точно ли соответствует оборудование, выбранное подрядчиком для поставки, есть ли сертификаты, соответствует ли фирма производитель всем требованиям и т.д.

В российской практике я такого не встречал вообще. Подрядчики в России запросто и порой безответственно меняют оборудование и материалы, никого не спрашивая и ни с кем не согласовывая.

В целом хочу заметить, что проектировщик на Западе является ключевой фигурой в бизнесе. Все вопросы, весь строительный процесс крутится вокруг архитектора и проектировщика от начала до конца строительства.

Архитектор и инженер – созидатели. Они с гордостью говорят: я построил этот дом! Такого нет в России.

Я запроектировал в России, наверное, сотню или две различных зданий, от роддома до кладбища, от атомной станции до склада "чугунных болванок".

И у меня не повернется язык сказать, что я их построил.

Спроектировал, да. А строили советские строители, абсолютно не обращая внимания на инженера с его "бумажками". В Ирландии мне душу греет отношение заказчиков и строителей к проектировщику, уважительное и серьезное. Думаю, что такой подход дает лучший результат.

Поставка.

Поставщики многочисленны и добросовестны. У каждого есть строгое правило прислать quotation (счет) по запросу проектировщика или монтажника не позднее следующего дня. Счет проектировщику нужен для определения цены, отнюдь не для покупки оборудования. И британский поставщик это понимает.

В России я сталкиваюсь с тем, что поставщик отказывается иметь дело с проектировщиком потому, что понимает, что проектировщик ничего не купит у него.

Британские и ирландские поставщики оборудования часто проводят презентации в проектных фирмах, присылают каталоги, консультируют инженеров.

Обычная прибыль от поставки составляет 15-20%, что позволяет безбедно существовать поставщикам даже в периоды кризиса.

Великобритания и Ирландия производят практически всю номенклатуру HVAC оборудования.

Особенностью проектной документации является то, что проектировщик не имеет права навязывать заказчику тот или иной вид оборудования от конкретного поставщика. Это реклама и продвижение продукции. Карается законом, как разновидность коррупции.

Нельзя писать в спецификации, скажем, система такая-то, кондиционер фирмы Carrier. Надо писать: кондиционер с такими-то параметрами. Возможно, применить Carrier или аналогичное оборудование, скажем Trane, Daikin, Clima etc.

Страхование.

Очень важен вопрос страхования. Обычно, небольшая проектная фирма страхует себя на 1-3 миллиона евро. Без страховки бизнеса вести проект нельзя. Строители и монтажники страхуют свой бизнес в обязательном порядке.

Субподряд.

Я заметил, что британские монтажники совершенно не стесняются иметь огромное количество субподрядчиков. В России монтажник обычно скрывает своих "субчиков" от клиента, говоря, что вот это "мои люди", хотя на самом деле это может быть другая фирма или сторонние специалисты.

Я сам в российском прошлом часто представлялся по требованию монтажника якобы проектировщиком этого монтажника, и документацию приходилось делать под чужим штампом.

Моя проектная фирма в Питере теряла много на этом странном правиле русского бизнеса. И не только монтажники, но и поставщики оборудования представляются иной раз, как делающие «под ключ», нанимая потом людей со стороны.

Я понимаю, что установить сплит систему ли простую вытяжку много профессионализма не надо, проект не требуется.

Строительство стоимостью менее 100 тысяч долларов может обойтись без полной проектной документации. Достаточно небольших навыков.

Заказчику в целом все равно кто и как делает ему систему, ему нужен результат.

В Британии запрещено называть себя тем, кем Вы не являетесь. Например, на чертежах всегда пишут, кто это делал, указывают архитектора обязательно. Во всех монтажных документах указывается: кто строил, монтировал, поставлял тот или иной узел, систему, блок.

Это важно для последующего страхования здания и разбора возможных несчастных случаев, пожара и пр.

Здание может быть не застраховано, если какой-нибудь из участников строительства является не тем, кем он есть нас самом деле.

Контакты.

Связь между всеми участниками строительного процесса осуществляется постоянно.

В основе лежит наличие во всех офисах АвтоКАДа и интернета.

Офис монтажника и уж тем более проектировщика немыслим без наличия АвтоКАДа и персонала, владеющего этой программой. Вручную сделанные чертежи являются анахронизмом. Я такого не встречал.

Все вопросы решаются по телефону, чаще по мобильному, посылкой факсов и/или e-mail. Почтой (почта приходит на следующий день!) отсылаются важные документы и чертежи. Чертежи копией посылаются на СД дисках.

Например, монтажники приступают к монтажу системы.

Прораб присылает проектировщику на утверждение вариант поставки и свои исполнительные чертежи, спрашивает все ли правильно.

Если все ОК, то прораб приступает к монтажу. Если нет, выясняются проблемы и решаются сообща.

Меня поразило на стройке вежливое отношение между людьми.

Часто слышу выражение: мы одна команда, никто не хочет никого обвинить, давайте решать проблему сообща. Как правило, проводятся регулярные совещания на стройке, где присутствуют: архитектор, главный строительный подрядчик, субподрядчик по инженерным системам, субподрядчик по электрике, сметчик, проектировщики M&E .

Коррупция.

Строительный бизнес один из самых коррумпированных в мире. Вполне возможно, что некоторые явления имеют место быть и на островах.

В Ирландии я не видел такого русского распространенного явления, как т.н.«откат». Я рассказал своим друзьям ирландцам об этом явлении в российском бизнесе, они смеялись и сочувственно качали головами, справедливо замечая, а зачем это нужно? Деньги можно заработать легальными путями.

Если поставщик попросит проектировщика или монтажника протолкнуть свое оборудование на стройку за определенную мзду, то он может нарваться на преследование в уголовном порядке, а это убьет бизнес навсегда.

С другой стороны, никто слова не скажет поставщику оборудования, если он решит провести технический семинар в Испании и пригласить (за свой счет) на него знакомых проектировщиков и монтажников, отнеся расходы на «промоушн».

В Испании все лучше запоминается. Мне лично, очень врезались в память воздуховоды со специальным покрытием, про которые рассказал на семинаре представитель фирмы поставщика. Семинар проводился в пятизвездочном дублинском отеле с отличным ланчем в перерыве. А вот семинар про клапаны, не запомнился, т.к. проводился в офисе с одним бесплатным чаем и одним маленьким бутербродом.

Про "обналичку" все знают и умеют это делать, но она имеет совсем другой вид и не так велика, как в России. Необходимости иметь "кэш"практически нет.

Распространена оффшорная деятельность, привлечение иностранной рабочей силы, сдача оборудования в лизинг самому себе через оффшор и т.д.

Все строительные фирмы стремятся уйти от налогов, но делается это иначе, чем в России, в основном очень цивилизованно разными бухгалтерскими приемами и в рамках закона.

У меня сложилось впечатление, что выгоднее работать «по-белому», чем хитрить с оффшорами и черным налом.

Приведу типичное рассуждение ирландского чиновника относительно коррупции, брать взятку или нет. Чиновник, имеющий искушение взять 100 тысяч за, скажем, разрешение сбросить строительный мусор в неположенное для этого место, рассуждает так.

"У меня зарплата 50 тысяч евро в год плюс льготы, государственная пенсия и прочее. Мне 45 лет. Через 20 лет я выйду на пенсию. Таким образом, я получу в следующие двадцать лет как минимум 50000 х 20 = 1 000 000 евро. Плюс - гарантированная пенсия, скажем 25000 евро в год, предположим, доживу до 85 лет, то есть еще 25 000 х 20 = 500 000 евро. Всего 1 000 000 + 500 000 = 1 500 000 евро. А взятку мне предлагают 100 тысяч евро. Риск, если вскроется преступление велик. Можно попасть в тюрьму на несколько лет, получить немалый штраф, потерять навсегда работу и уважение в обществе. Риск не идет ни в какое сравнение с суммой взятки. Вот если бы предложили миллионов десять, то можно было бы подумать..."

Бизнес.

На островах очень четко проводится специализация бизнеса. Не может монтажник заниматься проектированием и уж тем более поставщик. И проектировщик никогда не станет заниматься поставкой или монтажом. Это разные бизнесы.

Здесь нет таких фирм, работающих "под ключ", как есть в России, которые берутся за все подряд, «стесняясь»сказать заказчику, что них силы есть только на какой-то один вид деятельности.

Моя российская проектная фирма в Питере работает зачастую не напрямую с заказчиком, а через монтажника или поставщика. Приходится так себя вести на русском рынке, поскольку заказчики НИКОГДА не обратятся к проектировщику, они звонят монтажнику и просят что-то СМОНТИРОВАТЬ или установить.

Менталитету британского заказчика иной: всегда все начинается с проекта, расчета. Британский заказчик понимает, что сначала проект, потом поставка, потом монтаж. Русский заказчик пропускает первые две составляющие, иногда и не подозревая об их существовании, и сразу переходит в последней, завершающей стадии. Это положение очень удивляет моих ирландских и британских коллег, работающих в России.

Это идет от ошибочного, но понятного представления и желания заказчика иметь дело с одним лицом, а не с командой проектировщиков, строителей, монтажников, поставщиков.

История нового русского бизнеса идет от простой покупки или продажи вагона, партии простого товара, когда торговая сделка проста и понятна.

Строительный бизнес многогранен и русскому заказчику (также как и британскому, но думается, в меньшей степени) порой тяжело перестроить свои торговые мозги на многогранный процесс, который прямо противоположен торговому бизнесу. В торговле деньги зарабатывают на разнице цен. Купил за сто, перепродал за сто пятьдесят.

Строительство для заказчика – это вложение денег, то есть отдача, инвестирование.

В строительстве есть термин "освоение средств". Мне один из русских капиталистов, которому я проектировал фармацевтический склад, рассказал, каким было его искренне удивление, когда требовалось от него не брать, а отдавать, вкладывать в строительство, то есть «осваивать средства»!

Тем более это важно понимать, когда деньги вкладываются в сложные инженерные системы. Британский заказчик легко просматривает свое будущее на многие годы вперед и идет на инвестирование средств в долгосрочные проекты, чего не скажешь о российском бизнесмене, которому проект с окупаемостью в следующем году кажется жутко рискованным предприятием. Впрочем, времена меняются.

Меня удивляет, с какой легкостью русский бизнесмен платит адвокату или врачу немалые деньги за профессиональный совет и как того же бизнесмена с души воротит заплатить 5-7% от сметы архитектору и инженеру за профессиональный совет, как потратить несколько миллионов долларов, и за инженерную креатуру создания новой собственности.

Британский капиталист гораздо легче российского идет на оплату труда инженеров.

Его так учили в бизнес школе, что каждый труд должен быть оплачен. В строительстве есть составляющие – проект, поставка, монтаж. Выбросить один из компонентов – нонсенс. Такой же нонсенс слить весь строительный процесс в один договор подряда ("под ключ").

Я думаю, что неуспехи и потери денег в русских строительных проектах идут в первую очередь от плохого менеджмента и идеализирования заказчиком пресловутого договора "под ключ".

"Под ключ" хорошо покупать мебель для кухни, садовый домик, замену унитаза и прочее простое, как вагон лука, где в спецификации одна позиция: лук репчатый, ГОСТ такой-то.

А если у Вас строится завод или шоппингцентр, стоимостью несколько миллионов долларов, то надо следовать всемирным строительным законам.

Я не встречал в своей западной практике случаев отказа от сервиса инженера на строительстве. Исключением могут быть провинциальные захолустья.

Заключение. HVAC бизнес на Британских островах развит и богат. Есть с кого брать пример.

HVAC бизнес в России тоже есть и развивается. Дай бог каждому успешного бизнеса.

Надеюсь, эти заметки принесут кому-то пользу. Для контактов, можно писать ssusin@gofree.indigo.ie

1 комментарий:

oipop комментирует...

Прям бальзам на душу!
Очень хотелось бы поработать вот так. Спасибо автору за статью.

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Последние заметки